Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Виртуальная экскурсия

 (г. Евпатория, пгт. Мирный, пгт.Новоозерное

в годы Великой Отечественной войны: боевая техника)

 

⁠«Вечной прочности вечный запас»

Т-37, ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК

Танк находился в серийном производстве с 1933 по 1936 год. За это время выпустили 2627 танков

 

 

Первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк был разработан и построен английской фирмой “Виккерс-Армстронг” в 1930-31 годах. Эту машину, получившую обозначение “Виккерс-Карден-Ллойд” (А.4), можно считать родоначальницей всех последующих танков-амфибий. Ее плавучесть обеспечивалась малой массой, корытообразной формой корпуса и поплавками из бальзы, укрепленными над гусеницами. Карбюраторный двигатель “Медоус” мощностью 56 л.с. позволял развивать скорость на суше до 64 км/ч, а на плаву – 9,7 км/ч. Движение на плаву осуществлялось за счет гребного винта.
На основе закупленного “Виккерс-Карден-Ллойда” в 1932 году в СССР построили опытный плавающий танк Т-ЗЗ (ведущий конструктор Н.А.Гинзбург), который мало чем отличался от английского прототипа. Корпус имел клепаную конструкцию, к его бортам крепились поплавки, правда, уже не из дорогостоящей бальзы, а заполненные пробкой или сушеными водорослями. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту, был установлен пулемет ДТ. Башня поворачивалась вручную, с помощью приваренных изнутри рукояток. Двигатель “Форд-АА” размещался вдоль правого борта, а трансмиссия в передней части машины. При массе в 3 т танк развивал скорость на суше 45 км/ч, на плаву – 5 км/ч. Подвеска танка – блокированная, по две двухкатковых тележки с пластинчатыми рессорами на борт. Последние опорные катки задних тележек выполняли роль направляющих колес. Вслед за Т-ЗЗ на заводе № 37 в подмосковном Черкизове построили два опытных образца плавающего танка Т-41. Первый обладал большим запасом плавучести, но был слишком высок, имел нереверсивный винт и плохую управляемость на плаву, так как рули устанавливались не в потоке, а по бокам винта. На втором образце недостатки частично устранили, однако вследствие неудачно выбранной формы корпуса и неправильного расположения центра тяжести, при движении на плаву носовая часть танка зарывалась, а корма приподнималась.

В то же время в Ленинграде в Опытном конструкторско-машиностроительном отделе (ОКМО) был построен прототип плавающего танка Т-37. 11 августа 1933 года его при няли на вооружение, однако серийно он не производился.

В серию пошел танк с ходовой частью Т-37, но с компоновкой по типу Т-41, созданный на заводе № 37 под руководством Н.Н.Козырева и получивший индекс Т-37А. Его корпус имел клепано-сварную конструкцию. Для увеличения водоизмещения к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Башня, с установленным в ней пулеметом ДТ, была смещена к правому борту, а автомобильный двигатель “Форд-АА” (ГАЗ-АА) – к левому. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом с поворачивающимися лопастями. Поворот на плаву осуществлялся рулем. Для откачки воды на днище корпуса имелся специальный насос.

Танк находился в серийном производстве с 1933 по 1936 год. За это время выпустили 2627 танков. Следует отметить, что серийные машины имели два варианта корпусов и башен. Дело в том, что завод № 37 производил сборку, а корпуса и башни поступали с Подольского машиностроительного и Ижорского заводов.

Часть машин была оснащена радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, крепившейся по периметру корпуса. Кроме того, заводом “Компрессор” в Москве на базе Т-37А строились химические (огнеметные) танки БХМ-4. Выпускался также съемный огнедымовой прибор для танков.

Во время Киевских маневров 1935 года была показана доставка танка Т-37А по воздуху на подвеске ПГ-12 под самолетом ТБ-З. Подвеска имела специальные быстроразъемные узлы, позволявшие отделить танк от самолета без выхода экипажа. Для этого у штурмана имелась специальная ручка. Судя по кинокадрам, когда танки, отделившись от самолета, сразу начинали двигаться, экипажи танков находились во время полета в своих машинах. Кроме посадочного десантирования, на Медвежьих озерах под Москвой был осуществлен сброс танка Т-37А на воду с помощью подвески ТВД-2.

В рамках развития конструкции танка были разработаны опытные образцы Т-37Б и Т-37В, а также пытная самоходка СУ-37 с 45-мм пушкой.

Танки Т-37А состояли на вооружении разведывательных подразделений танковых дивизий и применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-37А
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3730; ширина – 1940; высота – 1840; клиренс – 285.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ, патр.: 2142.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: корпус (лоб, борт) – 9; корма – 6; днище и крыша – 4; башня – 4.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-АА, 4-цилиндровый. карбюраторный, жидкостного
охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-ступенчатая коробка передач, карданный вал, главная передача, конический дифференциал с колодочными тормозами (механизм поворота), привод гребного винта.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных катка малого диаметра на борт, сблокированных попарно в две тележки, подвешенные на горизонтальных спиральных рессорах, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемным зубчатым венцом; в каждой гусенице 81; трак шириной 200 мм, шаг трака 88 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: на суше – 35; на плаву – 6.
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 185.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 35; ширина рва, м – 1,4: высота стенки, м – 0,5.

⁠Демонстрация работы.