Виртуальная экскурсия
(г. Евпатория, пгт. Мирный, пгт.Новоозерное
в годы Великой Отечественной войны: боевая техника)
«Вечной прочности вечный запас»
Повозка пароконная
1—Обод колеса; 2 — Спица колеса; 3 — Втулка колеса; 4 — Шина колеса; 5 —Чека оси; 6 —Подушка хода задней оси; 7 —Задняя часть кузова; 8 —Боковая часть кузова; 9 —Передняя часть кузова; 10 — Дышло;11—Тяж для дужной запряжки; 12 —Подушка хода передней оси
Накануне войны и в СССР не собирались отказываться от использовании лошадей в войсках. К началу войны в РККА было четыре кавалерийских корпуса, по 2—3 кавалерийских дивизий в каждом. По штату корпус имел личного состава свыше 19 000 человек, конного состава 16 000 лошадей. Конная тяга практически использовалась во всех сухопутных частях Красной армии.
В целях обеспечения Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) конными повозками и упряжками Всесоюзный Центральный Исполнительный комитет и Совет народный комиссаров СССР 7 октября 1935 г. принял решение о создании фонда «Обороне – повозка с упряжью».
Накануне Великой Отечественной войны, а точнее 20 августа 1940 г. , Указом Президиума ВС СССР было объявлено о создании фонд «Лошадь – Красной Армии». Подробную инструкцию как создавать эти фонды, какие требования к повозкам и лошадям утвердили 25 октября 1940 г. заместитель народного комиссара обороны С.М.Буденного, заместители народного комиссара земледелия Васин и народного комиссара зерновых и животноводческих совхозов Лобанова.
Участвовать в создании фондов должны были колхозы, совхозы и другие государственные и кооперативные предприятия. В положении о фонде «Лошадь – Красной Армии» было сказано: колхозы, совхозы и другие государственные и кооперативные предприятия с числом лошадей менее 20 голов образуют фонд в количестве одной лошади на хозяйство.
Что касается повозок, установили следующий порядок: от колхозов и совхозов с количеством дворов до 50 должна была поставляться одна повозка, от 51- до 100 дворов — две повозки, при наличии более 100 дворов — три повозки и упряжь.
В инструкциях подробно описывалось как их изготовить. Например, «Технологический процесс производства деревянных деталей хода гужевой стандартной повозки (ПХ-1), автор Веселкин Б.В. Все повозки имели маркировку — ПХ-1, ПК-2, П-40, ПГ — 40, ПМ-84. Повозки были одноконные, пароконные, с оглоблями или лямочные. Предназначались они для разных родов войск, для разных работ. Они имели различную грузоподъемность, отличались объемами кузовов, изготавливались с использованием разных технических деталей. В среднем объем кузова повозки составлял от 0.62 — до 0.80 кубометров и грузоподъемность до одной тонны.