Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Виртуальная экскурсия

 (г. Евпатория, пгт. Мирный, пгт.Новоозерное

в годы Великой Отечественной войны: боевая техника)

 

⁠«Вечной прочности вечный запас»

120-мм полковой миномёт

120-mm-minomyot.jpg

bar%20600.jpg

 

 

 

 

Борис Иванович Шавырин
Борис Иванович Шавырин

Работы над 120-мм полковыми минометами велись группой Д с 1931 года одновременно с минометами других калибров. Однако принятие на вооружение миномётов такого калибра до самого последнего момента оставалось под большим вопросом. Дело в том, что в большинстве иностранных армий калибром миномёта полкового звена был 105-мм калибр. Поэтому и у нас параллельно со 120-миллиметровым разрабатывался и 107-мм миномёт. Он был легче 120-миллиметрового, но поражающее действие его мины было значительно слабее. Лишь принятие на вооружение во Франции 120-мм миномёта 120mm Mle1935(Brandt) убедило военных продолжить поддержку работ над 120-миллиметровым миномётом. Тогда же к работе над ним подключился Борис Иванович Шавырин. Но даже и после этого споры сторонников 107-м и 120-мм калибров не прекратились.
В итоге в 1938 году на вооружение РККА были приняты и 107-мм, и 120-мм миномёты. Однако 107-мм миномёт стал горно-вьючным и нашёл весьма ограниченное применение. Основным же полковым миномётом стал всё-таки 120-миллиметровый. К началу Великой Отечественной войны в РККА состояло 36 324 ротных 50-мм миномета, 14 525 батальонных 82-мм минометов, 1468 горных 107-мм минометов и 3876 полковых 120-мм минометов.
Как и 82-мм батальонный миномёт, 120-мм миномёт ПМ-120 представлял собой гладкоствольную жёсткую систему со схемой мнимого треугольника. Он также имел схему воспламенения Стокса-Брандта.
Осколочно-фугасная мина ОФ-843, имевшая длину в 5,5 калибра и весившая 15,9 кг, содержала в себе 2,67 килограмма тротила. Корпус мины был выполнен из сталистого чугуна. Имелась в боекомплекте и фугасная мина Ф-843, весившая 16,2 кг и содержавшая 3,9 кг тротила.

120-мм мина ОФ-832А

Осколочно-фугасная мина ОФ-843
В месте соединения переднего и заднего оживал корпуса мины имелось центрующее утолщение, предназначенное для центрования мины во время ее движения по каналу ствола.
На центрующем утолщении имелись канавки, предназначавшиеся для обтюрации пороховых газов, стремящихся прорваться во время выстрела через зазор между миной и стенками канала ствола. В головной части корпуса было высверлено нарезное очко для ввинчивания взрывателя. В торец хвостовой части корпуса ввинчивался стабилизатор.
Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивости мины на полете, благодаря чему выдерживалось необходимое направление, дальность полета и достигалась вполне приемлемая кучность боя.
Стабилизатор состоял из трубки и перьев. На перьях стабилизатора имеются центрующие выступы для обеспечения центрального положения трубки стабилизатора и мины при прохождении ее по каналу ствола. В трубку стабилизатора вставлялся центральный воспламенительный в заряд. В стенках трубки стабилизатора просверлены огнепередаточные отверстия для выхода пороховых газов (при сгорании центрального заряда) из трубки стабилизатора. Снаружи на трубку стабилизатора надеваются дополнительные пучки заряда.
Центральный заряд содержал 30 граммов пороха, но в отличие от 82-мм миномёта стрельба только с центральным зарядом инструкциями запрещалась, хотя по факту зачастую производилась. Дополнительные заряды были только кольцевыми – так называемые лодочки на 120-мм миномёте не применялись. Каждое кольцо содержал по 70 г пороха.

Таблица стрельбы из 120-мм миномёта

 

Заряд

Вес заряда, г

Начальная скорость, м/с

Дальность

При угле возвышения 45°

При угле возвышения 80°

№1

100

119

1340

460

№2

170

156

2300

800

№3

240

191

3270

1100

№4

310

221

4160

1400

№5

380

247

4900

1600

№6

450

272

5700

1900


Выстрел производился накалыванием капсюля под весом мины, или же с помощью спускового механизма — в целях безопасности при стрельбе мощными зарядами. Для того чтобы стрелять спуском, а не жалом поворотом специального выключателя убирали боек, чтобы он не выступал из дна казенника.
Скорострельность достигала 15 выстрелов в минуту. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасной чугунной миной ОФ-843А весом 15,9 кг составляла 5700 м.
Для перевозки миномета был разработан колесный ход, который прицеплялся к передку с боеприпасами. 120-mm6.jpg

Колеса этого хода имели разъемные металлические диски и шины, заполненные губчатой резиной. Перевозка производилась четырехконной упряжкой.
120-mm8.jpgМиномет на колесом ходе мог транспортироваться также в прицепе за автомашиной со скоростью, не превышающей 18 км/ч при движении по булыжной мостовой, и со скоростью до 35 км/ч при движении по асфальтовому шоссе. Транспортирование за автомашиной с большей скоростью не допускалось, так как вследствие отсутствия на ходе подрессоривания были возможны поломки хода. Кроме того, миномет с колесным ходом без передка мог быть погружен в кузов автомашины. При этом он перевозился со скоростью, допускаемой автомашиной. Эта же автомашина использовалась для перевозки расчета и мин, уложенных в парковые ящики. На близкое расстояние миномет на колесном ходе мог перемещаться и вручную усилиями расчета.
В начале Великой Отечественной войны в каждом стрелковом полку Красной Армии имелась минометная батарея, вооруженная четырьмя 120-мм минометами обр. 1938 г. Эти же минометы состояли на вооружении отдельных минометных батальонов (по 48 минометов в каждом батальоне).
В начале войны группа конструкторов во главе с Шавыриным в короткие сроки разработала конструкцию 120-мм полкового миномета, который в отличие от миномета обр. 1938 г. имел упрощенный ствол с ввинтным казенником, более простой амортизатор с увеличенным ходом, измененную конструкцию двуноги, поворотного и подъемного механизмов.
Несколько модернизированный вариант миномета обр. 1938 г. получил название «120-мм миномет обр. 1941 г.».


120-мм миномет обр. 1941 года в отличие от миномета обр. 1938 г., был снабжен амортизатором упрощенной конструкции и не имел колесного хода. Для сокращения трудозатрат применялся ввинтной казенник, однако надежная обтюрация его в соединении со стволом не обеспечивалась.
В 1943 году был принят на вооружение новый 120-мм миномет, который также представлял собой модернизированный вариант обр. 1938 г. В нем было усовершенствовано стреляющее приспособление, которое разбиралось без свинчивания казенника. Кроме того, миномет снабжался амортизаторами с более длинным ходом пружины и качающимся прицелом. Введение качающегося прицела упрощало механизм горизонтирования. В 1945 году для буксирования автомобилем миномету был придан усовершенствованный подрессоренный ход.
Трофейные минометы использовались в вермахте под наименованием GrW 378(r). Немецкfer 42. Боеприпасы были взаимозаменяемы, чем противоборствующие стороны успешно пользовались.

⁠Демонстрация работы.